Надо верить! Надо жить! (О поездке в Израиль) Статья Елены Задорожной

Инвалиды тоже люди!

12 декабря в здании Сургутского профессионального училища №3 состоялась премьера спектакля «Инвалиды». Событие более чем необычное для нашей привыкшей к «красотам» публике. Это настоящий акт милосердия и доброты. Комплексный центр городской социальной службы в лице директора Натальи Чочовой и специалиста по социальной работе Сергея Лопатина помог в организации этого спектакля. Профессиональное училище № 3 предоставило свою сценическую площадку и добровольцев — актеров из студентов. Автор и режиссер постановки спектакля «Инвалиды» и его самый отрицательный персонаж-олигарх являются одним лицом — Юрием Шхановым. Этим спектаклем самые слабые и беззащитные члены нашего общества смело заявили о себе: «Вот мы — инвалиды, но мы живые! Нам не надо от вас жалости, мы просто хотим жить по-человечески!».
В спектакле заняты непрофессиональные актеры. Среди них инвалиды детства, инвалиды войны и просто сочувствующие им «здоровые» люди.
Главный герой постановки — участник чеченских сражений, в результате полный инвалид, лишенный всех атрибутов нормального человека: рук, ног и зрения, представлен достойной игрой Алексея Костюченко. Он практически уже мертв, как говорит про себя герой: «Меня убили!». Но «генерал» опять в строю, он вернулся не в качестве укора живущим, а чтобы защитить своих обездоленных собратьев от насилия и террора мафии олигархов. Алексей, играя на инвалидной коляске, смог подняться до богатырских размеров народного былинного героя Алеши Поповича, ставшего на защиту всех слабых на Руси.
Тема спектакля «Инвалиды» очень злободневна в наши дни — нельзя допустить, чтобы кризис экономический перерос в кризис духовный, человеческий. Главный герой говорит пронзительные и правдивые слова по своей сути: «Мы живем в двух странах. В одной живут инвалиды, пенсионеры и дети, ставшие сиротами при живых родителях. В другой — олигархи». И пока будут существовать эти две России в рамках одного государства, его простые граждане будут страдать от социальной несправедливости. Жест милосердия не должен быть жалостью или жалкой подачкой немощным. Милосердие должно быть естественным порывом человека и в достойном его выражении, как, в общем-то, и происходит во всем цивилизованном мире. Продолжая тему спектакля, озвучим слова главного героя: «Инвалиды — это не мы, инвалиды, это те, у кого хватает совести наступать на горло интересов детей, немощных и беззащитных граждан!» Спектакль заставляет думать, сопереживать героям, проживающим в доме инвалидов. Вместе с ними радоваться, грустить и праздновать победу над злом. Героя постановки нашло опоздавшее счастье, он, встретив свою первую любовь, отвоевал ее у самого олигарха. Финал постановки — хэппиенд, все счастливы! Перед зрителем на сцене стоят «нормальные», полноценные, смелые люди. Они рады, что их, наконец, услышали. Зал захлестнуло аплодисментами, Алексея Костюченко не видно в его инвалидной коляске из-за обилия цветов. После спектакля все, участники спектакля и зрители, были приглашены к сладкому столу. Знакомство продолжилось.

Наталья Рожнова

mnenie@novygorod.ru

Справка "НГ"

Одним из самых известных спектаклей о людях с ограниченными способностями поставил режиссер Тадаси Судзуки. Известнейший японский режиссер выпустил с актерами «Таганки» премьеру «Электры» по текстам Софокла и Гуго фон Гофмансталя. Актеры «Таганки» освоили новую для себя технику речи и новый способ передвижения на инвалидных колясках.